“В помощь художнику-оформителю”
“В помощь художнику-оформителю” – так называлась массовая книга в 80-хх, которая у профессиональных дизайнеров ассоциировалась со всем самым мерзостным и наипошлейшим, что могло только случится в пространстве проектной проблематики. Эта книга – сборник шаблонов, следуя которым художник-оформитель мог сделать макет любой рекламной тематики, от “Летайте самолётами Аэрофлота”, до “мы – за мир-тыр-пыр”. Гадостность этой книги была в самом подходе, цинично-механистическом, исключающим творчество. Об этом историческом артефакте я вспомнил, после того, как мне на глаза попал этот удивительный шрифтец . Надо признать, что это работа – мастерская, спроектировать шрифт, который сам себя “лигатурит”, превращая буквы в строке во вполне законченный с коммерческой точки зрения логотип, это – зачёт! Остается с волнением ждать, когда этот шрифт умельцы переделают в кириллический и пространства больших и малых городов будет наполнено логотипами в виде рунических плетёнок. Хотя, лично я не уверен, что с кириллической версией всё будет так же гладко. Поживем увидим…
Последние два дня интенсива “Айдентика, фирменный стиль”
Интенсив “Айдентика, фирменнный стиль” завершился в прошлые выходные. К “старикам”, которые присутствовали на первой школе “Проектирование знака и логотипа” присоединилось еще несколько “неофитов”, увлеченных графическим дизайном и желающих постичь его секреты. 2 дня мы проектировали фирменный стиль а потом обучались актуальной в среде фриленсеров технологии Mock-Up. Как писалось в сочинениях во времена моей школьной юности: “дети возвратились из леса усталые, но довольные”. Не мне судить об удовольствии, полученном участниками воркшопа, но то что все были не просто уставшими, а “выжатыми, как лимон” – это я могу утверждать. Главное, что все выжили. Спасибо всем участникам и до новых встреч в коворкине!
Алексей Ромашин
Aйдентика, первые 2 дня занятий
Закончились первые 2 дня воскресной школы “Айдентика”. Несмотря на серьёзные эмоциональные и интеллектуальные перегрузки, пройдя через датамайнинг, коллективный и индивидуальный мозговой штурм, через концентрации и “выпаривания”, через упражнения с модульной сеткой, все дошли до конца и выдали вполне приемлемый результат. Через неделю собираемся снова и продолжаем погружаться в профессию. Тема следующих двух дней занятий “фирменный стиль и стайл бук”. Встречаемся там же, в “Свободной мастерской”
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА С АЛЕКСЕЕМ РОМАШИНЫМ
14 и 15 марта «АЙДЕНТИКА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛОГОТИПА»
21 и 22 марта «СОЗДАНИЕ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ И ГАЙДБУКА»
Два двухдневных интенсива по 8 часов
ДЛЯ КОГО?
Дизайнеров, бренд-менеджеров, студентов, рекламистов и всех, кто интересуется современными визуальными коммуникациями.
КТО?
Гуру айдентики Алексей Ромашин – член Союза Дизайнеров России, автор уникальной обучающей программы Romashin Design School.
ИНТЕНСИВ: «АЙДЕНТИКА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛОГОТИПА» (14-15 марта)
Двухдневный интенсив (12часов практики, 4 часа теории)
За 2 дня интенсивных занятий вы создадите фирменный знак и логотип, пройдя весь путь от составления брифа через технологию Data Mining к генерации идеи и непосредственно к проектированию логотипа в векторном формате.
Цель: Формирование профессиональных навыков, позволяющих проектировать знак и логотип.
……………………………………………………………………………………………………………………..
ИНТЕНСИВ: «СОЗДАНИЕ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ И ГАЙДБУКА» (21-22 марта)
Двухдневный интенсив (14 часов практики, 2 часа теории)
За 2 дня занятий вы узнаете об основных компонентах фирменного стиля:
о фирменном блоке,
модульной сетке,
фирменном шрифте,
фирменных цветах,
а также о взаимосвязи отдельных элементов фирменного стиля с общей визуальной концепцией бренда.
Цель: помочь в формировании бренд-мышления, научить проектным навыкам, с нуля создать уникальный фирменный стиль компании, начать уверенно работать на результат.
Используемые программы – Photoshop, Illustrator (Corel)
СКОЛЬКО?
5000 рублей за 1 интенсив.
Для слушателей, желающих посетить оба интенсива, предусмотрена скидка 25%
Стоимость составит 7500 рублей за 4 дня обучения.
ГДЕ?
Коворкинг “СВОБОДНАЯ МАСТЕРСКАЯ” в центре Нижнего Новгорода, тел.:
Количество мест ограничено.
РЕГИСТРАЦИЯ ЗДЕСЬ:
Страница мероприятие в соцсетях
2-х часовую лекцию можно посмотреть на You Tube, заполнив простую форму (клик на баннер)
RIP РОЛЬФ МЮЛЛЕР
Почти 15 лет – с середины 80-х до конца 90-х – он был главным редактором немецкого дизайнерского журнала HQ (High Quality). Это название – как лозунг – применимо и к его собственному графическому творчеству. Он учился в Ульме – в легендарной Ульмской высшей школе дизайна и в Цюрихе, в классе великого Йозефа Мюллер-Брокманна, лидера швейцарской школы графики. Потом всю жизнь его называли “большим швейцарцем, чем сами швейцарцы” – за верность идеалам радикального функционализма, минимализма, сугубой системности, прецизионную точность и строгость графического стиля. В 1960-е годы Рольф Мюллер работал в студии легендарного Отла Айхера и был его главным соавтором в разработке фирменного стиля Мюнхенской Олимпиады 1972 года, ставшей дизайнерским каноном и культурным образцом этого жанра на все времена. В 1976 году Рольф Мюллер был принят в мировой дизайнерский супер-клуб AGI – Alliance Graphique Internationale, и в 1992-94 годах был его президентом. Он приезжал в Москву зимой, кажется, 1994 или 1995-го, тогда мы и познакомились. Во всяком случае, в 1995-м в его журнале вышла моя большая статья “Red, Black, White… Russian Graphics in the 90’s”. Хотел было сейчас найти этот номер – не смог. Как выглядит сам Рольф Мюллер, можно посмотреть на видео – https://vimeo.com/88977950. В декабре 2015-го ему исполнилось бы 75. Но – увы, он скончался на прошлой неделе, в среду 18 февраля. Вечная ему память!
С.И. Серов
Новый логотип Ferma Club
Ferma Club – это новый магазин, который открывается в Верхних Печёрах, а затем, бог даст, будет в виде сети расползаться по городу. УТП магазина в том, что помимо привычных нам продуктов, которые мы наблюдаем в продовольственных сетях, магазин будет предлагать довольно широкую линейку фермерского мяса, птицы и что самое манкое – фруктов и овощей из Азербайджана и Средней Азии. Кроме этого – не палёные кавказские вина и коньяки, каспийская рыба, ну и из собственной печки, которая будет смонтирована в торговом зале – всевозможные аутентичные лепёшки, лаваши и прочие нерусские печенки.
Мы приняли проект на нулевой стадии и сначала запустили процедуру нейминга – т.е. сидели – сочиняли название. Из множества вариантов заказчик выбрал не затейливое Ferma Club, что может быть и не плохо. Почему на итальянском? Не знаю, заказчик – поклонник нашего предыдущего проекта сети аптек Farmani, и там тоже мы использовали итальянский и проект выстрелил. В брендинге всё весьма умозрительно, на пятом чувстве и “вилами по воде”. На днях устраиваем презентацию логотипов, выбираем наиболее приемлемый, а потом – самое приятное – разработка гайдбука. Ниже – эскизы логотипа, разработанные студией.
НА СМЕРТЬ ФРАНСУА КАВАННА
В конце января 2014 года ушел в скомороший рай магистр французской «ёрной магии» Франсуа Каванна, подаривший человечеству «Харакири» – «злой и глупый журнал», а на самом деле гротескный и беспардонный, переродившийся впоследствии в «Шарли Эбдо».
Смех, как известно, консервирует: Франсуа Каванна, родившийся 22 февраля 1923 года, прожил ровно 90 лет. При этом юмор еще и тонизирует. В особенности если он, как у Каванна, настоян на жгучем перце сарказма, преподнесен под едким соусом издевки над лицемерием, ксенофобией, официальщиной устоявшихся институций, то бишь на политнекорректности чистейшей воды…
Франсуа Каванна родился в городке Ножан-сюр-Марн под Парижем, в рабочей семье. Мальчишки дразнили его Rital – «итальяшка», поскольку его отец был итальянским рабочим-эмигрантом. Стоит напомнить, что в первой половине ХХ века во Франции не жаловали «наемную иностранную рабсилу», будь то даже братья-католики из Италии, Испании, Португалии… В дальнейшем в романе «Les Ritals» Каванна описал нравы итальянской общины своего детства.
В годы оккупации Каванна в принудительном порядке был угнан на работу в Берлин, на военный завод. Там он познал изнурительный труд, унижения и встретил любовь своей жизни – русскую девушку Марию, которую пригнали в Германию немцы. В 1945 году, по окончании войны, Мария сгинула, как многие тогда. Каванна так и не смог ее отыскать.
«Марии Иосифовне Татарченко, где бы она ни находилась. И еще: Анне, Ирине, Наде, Клавдии-Большой, Надежде, Любе /…/ И еще: всем тем, /…/ которые не были ни героями, ни предателями, ни мучениками, ни палачами. В общем, бедолагам, таким, как я сам…» посвятил Каванна свою книгу «Les Russkoffы» («Русачки», 1979).
Вернувшись во Францию, Каванна подвизается в журнальчике анархистов «Зеро» («Ноль»). Там он обретает свое alter ego в лице Жоржа Бертье (1929-2005 гг.) Этот духовный побратим Каванна – впоследствии Профессор Шорон (эти два слова навсегда произносятся только слитно) – сам по себе олицетворял карикатурную криптограмму: в кителе, с гладко выбритым черепом, похожим на биллиардный шар. Вместе Каванна и Профессор Шорон создают в 60-е годы сатирический журнал. Он называется «Харакири» с подзаголовком «злой и глупый журнал». На обложке первого номера, появившегося 9 сентября 1960 года, смеющийся самурай вскрывал себе живот с помощью застежки-молнии. Подпись гласила: «Верх идиотизма».
На первый взгляд, да и на второй, смех в «Харакири» был отнюдь не привычным гуманным «смехом сквозь слезы». При этом ёрничество в «злом и глупом» журнале иногда внешне выглядело ложно наивно. Так, в одном из номеров «Харакири» была помещена анкета: «Вы садо или мазо?» И там же давался список «стр-р-рашных извращений»! Один из примеров: муж-садист просит супругу испечь ему любимый пирог. Когда же пирог почти готов, подлец заставляет жену заниматься любовью… и не пускает жертву в кухню, откуда все сильнее пахнет паленым!
Или вот такое фото: члены редакции шлепают по навозу. «Отчего им так хорошо?» – вопрошает журнал. «Оттого, что они в дерьме». (Здесь на вооружении старая французская примета: вступившего в дерьмо ждет удача).
В «Харакири» трудилась плеяда талантливейших карикатуристов во главе с Каванна, который сам рисовал. Кабю сделал своим персонажем среднего француза, нафаршированного предрассудками. Воленски разрабатывал сексуальную тематику, а Жебе и Сине – антимилитаристскую и антиклерикальную. Художник голландского происхождения Виллем (впоследствии перешедший в «Либерасьон») отслеживал диктаторские черточки в каждом политическом деятеле. И черной звездой блистал гениальный абсурдист-карикатурист польского происхождения – Топор.
Для Каванна и Профессора Шорона не существовало никаких табу, принципиально не было ничего сакрального или аморального. И их самих нельзя было вписать в определенную категорию; они не были ни интеллектуалами, ни даже интеллигентами – просто у них были «другие мозги», по-иному работала голова. Неистовые анархисты, они были олицетворением непокорности стереотипам. Оттого в руководимом ими журнале юмор всегда был чистым издевательством, настоящим хулиганством на бумаге, которая, как выяснилось, терпит не всё…
Глумливые заголовки в «Харакири» являли собой нарочитую вульгарность высокой пробы: «Культ – ну его в зад», «Ка-ка и Ха-ха», «Порно-град», словом, было от чего взбеситься мещанину. Но триумфом «высочайшего дурного вкуса» стал «некро-реалистический» фарс по поводу смерти Генерала де Голля (в ноябре 1970 года). Заметочка в «Харакири» была помещена в рубрике мелких происшествий и озаглавлена: «Трагический бал в Коломбэ: 1 погибший». (NB. Коломбэ – местожительство Де Голля.) Именно после этого «Харакири» был власть предержащими запрещен. Однако спустя недолгое время опальный журнал перевоплотился в еженедельник «Шарли Эбдо». То был достойный преемник «Харакири»: когда в 1974 году умер Жорж Помпиду, на его обложке появился портрет покойного президента, крест-накрест перечеркнутый красным с циничной надписью: «Это не должно повториться». Конечно же, и этот сатирический орган был объектом непрерывных судебных разбирательств, влекущих за собой крупные штрафы. И тогда «Шарли Эбдо» временно закрылся в 1985 году.
Каванна был «экстремистом» перед лицом экстремальных ситуаций, хотя его «черный» юмор, будем откровенны, зачастую преступал границы дозволенного.
Хотя, вообще-то, само понятие «жесткого юмора» довольно условно. «Чернуха», абсурд призваны не пугать, а помогать избавляться от кошмаров, загнанных в темный угол подсознания, предохранять людей от таких эмоций, как гнев, отвращение и боязнь, предлагая выход в насмешке над собой, а ведь это на самом деле и есть путь человека к подлинной свободе.
Профессор Шорон о смерти друга Каванна написал в «Шарли-Эбдо» (воскресшем в 1992 году):
«Он умер, ну что тут прикажете сделать?! Это кусок меня, и его больше нет. Большой кусок, и мне больно». Он был великолепным стилистом в духе Рабле. Это был буян и скандалист, крикун с нежным кровоточащим сердцем, яростно боровшийся с пороками нашего общества.… Когда угасают звезды черного юмора, хочется пожелать одного – чтобы серый юмор не попытался их затмить.”
(Русский очевидец. Париж. 5 февраля 2014)