Архив за месяц: Декабрь 2013
ДЭВИД КАРСОН – ПАГАНИНИ ТИПОГРАФИКИ
Так обозвали американские СМИ главного героя мирового графического дизайна 90-х годов Дэвида Карсона. О Карсоне писали тогда почти все. Лондонский журнал «Creative Review» озаглавил статью о нем так: «Арт-директор новой эры». А «Newsweek» заявил, что Карсону удалось «полностью изменить представление общества о графическом дизайне».
Своим творчеством Дэвид Карсон опроверг догму о том, что графический дизайн должен следовать за содержанием, заданным брифом, а не порождать собственные смыслы. Будучи социологом по образованию, он, наверное, мог бы много написать в своих книгах об этом. Но другой социолог, Маршалл Маклюенн, написал за него в свое время – “главное средство сообщения и есть сообщение”. Сам Карсон предпочитает не рассказывать, а показывать это в своих работах, а в своих книгах отделывается общими фразами. Тем не менее, книги Карсона по актуальному дизайну, переведены на многие языки и стали мировыми бестселлерами. Их издания и переиздания – абсолютные чемпионы мира по тиражам.
Дизайнерская биография Карсона началась в 1989 году, когда он был приглашен арт-директором в журнал «Transworld Scateboarding», а потом в «Beach Culture», где он начал использовать сложнейшую фотографику и неординарные сочетания шрифтов, совмещать разные пространственные планы, формируя многомерное, словно открывающееся вовне пространство, будоражащее воображение зрителя.
Превратив «Beach Culture» в один из самых авангардных журналов, Карсон, тем не менее, не смог обеспечить ему коммерческий успех. За два года вышло всего шесть номеров, после чего издатель был вынужден закрыть журнал. Однако работа в «Beach Culture» оказалась для Карсона не напрасной – она принесла ему более ста пятидесяти профессиональных наград в области графического дизайна и была продолжена в журнале «Surfer» (1991-1992).
Но самый оглушительный успех дизайнеру принесло сотрудничество с журналом «Ray Gun» (1992-1995), который был посвящен альтернативной музыкальной культуре и образу жизни в стиле гранж. Отражая турбулентное духовное состояние «поколения X», Дэвид Карсон обратился к энтропии как главному творческому принципу. Энтропия, в широком смысле, означает меру неупорядоченности системы; чем меньше элементы системы подчинены какому-либо порядку, тем выше энтропия.
Следуя этому творческому принципу, Карсон принципиально отказался от модульной сетки. При разном, порой совершенно контрастном текстовом содержании материалов номера, он стремился к столь же разнообразному оформлению буквально каждого разворота.
Верстка напоминала сумасшедшие живописные холсты, на которые, словно при создании палимпсеста, послойно наносились буквы, строки и изображения. В этом смысле дизайн Карсона оказался генетически связан с поэтикой дадаизма и сюрреализма. Композиционные решения, основанные на центробежной активности отдельных элементов, выразительная эквилибристика буквоформ создавали ощущение «пластической невесомости». Свободная верстка, богатая ассоциативность образов, действующая подобно звучанию гранжевой музыки, популярной в те годы группы NIN, сделали «Ray Gun» культовым изданием 90-х.
В 2000 году, через пять лет после ухода из «Ray Gun» Карсона, журнал прекратил свое существование. Параллельно, сотрудничая с «Ray Gun», в 1995 году Карсон открыл собственную дизайн-студию «David Carson Design» c офисами в Нью-Йорке и Сан-Диего. Заслуженная слава привела к нему крупнейших корпоративных клиентов, среди которых Pepsi, Соса-Соlа, Ray Ban, Nike, Microsoft, Budweiser, Giorgio Armani, NBC, American Airlines, Levi Strauss Jeans, Xerox и другие.
В условиях клипового постмодернистского сознания Карсон свободно оперирует бесконечным набором прерывностей, различий, порогов, вырезов, разрывов и границ, наслаждаясь комбинаторикой и бесконечными возможностями компьютерных технологий. Его творчество становится предельно либеральным «коммуникативным предпринимательством», не регламентированным никакими конвенциями смысло и формообразования.
В 1995 году вышла книга Карсона «The End of Print», принесшая ее автору поистине всемирную славу. Она появилась на волне романтической постмодернистской убежденности в необходимости безусловной свободы творчества и инноваций, способных вознести на пьедестал демократические ценности и претворить в жизнь «американскую мечту». Экзистенциальная надежда на фундаментальные перемены, возможные в информационном обществе, и своего рода технократический оптимизм сделали Карсона истинным героем медиакультуры 90-х, а его книгу – манифестом постмодернистской парадигмы в графическом дизайне.
Кстати, скачать альбом «The End of Print» в pdf версии можно в конце этой статьи
В публикациях о Дэвиде Карсоне стало уже общим местом обсуждать провозглашенный им конец эры печатной культуры. Однако стоит ли понимать название его книги настолько буквально? Как полагает Л. Блэкуэлл, соавтор книги, в названии «The End of Print» можно усмотреть не столько авторский жест и констатацию того, что эпоха бумажной книги неотвратимо движется к своему завершению, сколько намерение Карсона продемонстрировать некие пределы художественного эксперимента, подводящего зрителя к самой грани, к границе реализуемого с помощью современных технологий. Экстремально провокативная, сравнимая по своему эффекту с пиротехническим шоу, типографика Карсона как бы испытывала на прочность представления о пределах возможного в графическом дизайне.
Выдержавшая переиздание и переведенная на пять языков, самая популярная в мире книга о графическом дизайне «The End of Print», существенно расширенная и дополненная новыми материалами, была переиздана в третий раз в лондонском издательстве «Laurence King Publishers» в мае 2012 года. Этот факт неоспоримо свидетельствует в пользу сохраняющейся актуальности бумажной печатной культуры, пусть и перешедшей в новое качество особого духовного измерения.
Опубликовано с разрешения автора Оксаны Ващук . Первая публикация – INTERNI №8 май 2012
Ко дню печати
Ко всемирному дню печати в мае этого года в Париже состоялась плакатная акция. Напечатанные к событию плакаты парижане увидели на стенах подземки. Всемирный день печати отмечается ежегодно 3 мая начиная с 1994 года, он был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в специальной резолюции от 20 декабря 1993 года. Темами предыдущих ежегодных акций были: «Средства массовой информации и вооруженный конфликт», «Освещение и недостаточное освещение событий: кто решает?», «Средства массовой информации как движущая сила перемен», «Свобода печати, безопасность журналистов и прекращение безнаказанности» и др. Не удивительно, что этот день Россия оставляет без внимания, за то празднует с 1991 года собственный “День российской печати”, 13 января, приуроченный к 200-летию выхода газеты “Ведомости”, первой в России.
Серия рекламных постеров для Lego
Лизины книжки
Книга Лизы Питеркиной “Интимные подробности”, которую мы пару лет назад издавали, ругаясь, чертыхаясь и преодолевая всевозможные препоны, этим летом на “Озоне” получила маркировку “бестселлер”, сравнявшись по популярности с Борисом Акуниным и Людмилой Улицкой (прости, Лиза). Это очень приятно, потому, что ни в малой степени, успех книжки обеспечивает её обложка, как в поговорке – одежка по которой встречают.
Иллюстрации А. Флоренского к вышедшей в этом году книге детских стихов Олега Григорьева
Я взял бумагу и перо
Нарисовал утюг,
Порвал листок,
швырнул в ведро-
В ведре раздался звук
Олег ГригорьевНа конкурс Российский знак качества
ЦСИ «Винзавод» в прошлом месяце объявил всероссийский конкурс на разработку знака «Российский знак качества». Две недели я мучал подсознание, пытаясь извлечь из него хоть в малой степени позитивную ассоциацию, связанную с предложенной темой. Измучив подсознание в конец я пропустил последний день подачи работ и наверное к лучшему, т.к. окажись в жюри конкурса хоть один человек, который отнесся к нему со всей серьезностью, то родившаяся у меня за неделю потуг картинка (на знак это ни как не тянет) скорее бы всего его оскорбила. Так что все – к лучшему…