Всем привет! Записал и выложил на своём канале в Youtube новое видео. Веду речь о трудном диалоге, который приходится вести дизайнеру с людьми, которые являются потребителями дизайна. Это и бизнес, который выступает в качестве заказчика, это и простые люди, для которых дизайн делается. Не нуждается в доказательствах, что эмоциональная реакция зрителя на графический дизайн может быть положительной, отрицательной и нейтральной. В случае положительной реакции, человек переходит к содержательной составляющей дизайна, к его смыслу и за тем принимает решение верю-не верю, куплю – не куплю. При таком раскладе дизайн продаёт! В случае, когда дизайн оставил потребителя равнодушным, не вызвал никакой эмоции, коммуникация обрывается ещё до принятия потребителем какого-то решения – дизайн не продаёт… Детали – смотри видео… https://youtu.be/cAthqXw3Vnk
Главные интеллектуальные усилия необходимо прикладывать заранее, на берегу. Немало математических стараний требует само конструирование сетки. Но кроме создания полочек необходимо предусмотреть правила пользования ими, программу их заполнения конкретным материалом в свете ясного проектного замысла. И тогда действительно — хорошо сконструированная сетка производит впечатление машины, работающей сама по себе.
Эта лекция об истории и эволюции модульного дизайна и о сетке, как одном из высших достижений коммуникативного дизайна. Предположу, что практикующего дизайнера, находящегося в проектном потоке, , бессмысленно агитировать за использование сеток, он их так или иначе уже использует, ведь весь современный софт, как предназначенный для графики и вёрстки, так и для вэба, имеет предустановленные линейки, направляющие и сетки. Однако, как говорится – «есть нюансы», ведь каждым профессиональным инструментом нужно пользоваться, заранее прочитав инструкцию. Смотрите лекцию – инструкция внутри https://youtu.be/y_rFcpVVejQ
В этом видео мы разберём один из универсальных принципов дизайна – “Правило близости”. Соблюдение правил близости, как равно и других универсальных правил, которых больше десятка, делает наш дизайн более удобоваримым для восприятия. Следить за внутренними и внешними расстояниями между элементами композиции – критически важно в работе дизайнера, в кокой бы области он не работал, в вебе, брендинге, или вёрстке.
Имеется 3 обстоятельства, о которых я хочу сегодня рассказать. По большому счёту дизайн – это один из инструментов маркетинговой коммуникации. Через визуальный образ, через картинку мы доносим информацию от производителя товара, его потребителю. В каком то смысле маркетинг является способом коммуникации, а дизайн – языком этой самой коммуникации. В этой ситуации, дизайнер играет в первую очередь, роль переводчика, пересказчика, и только во вторую – художника, который «делает красиво». Это в конечном итоге приводит нас к пониманию, что дизайнеру в современных рыночных обстоятельствах без знаний основ маркетинга – не жизнь. Ну, если и жизнь, то жизнь унылая и не интересная.
Второе обстоятельство, которое обуславливает интерес дизайнера к маркетингу, это то, что его изучение – это путь к карьерному росту. К чему в идеале должен стремиться графический дизайнер? Он должен стремится стать арт директором, для него это и цель и по большому счёту потолок в профессии. Между тем, арт директорингу нигде не учат. Арт директор, обычно, вырастает из дизайнера по мере накопления опыта. Профессиональный арт директор – это дизайнер с прокаченным маркетинговыми знаниями. То есть дизайнер может дорасти до арт директора, со всеми вытекающими для него материальными и эмоциональными выгодами, только суммировав свой дизайнерский опыт с маркетинговыми технологиями.
Третье обстоятельство, состоит в том, что язык маркетинга – это язык бизнеса. Дизайнер, в большинстве случаев – художник, рефлексирующая натура, которой сложно установить с бизнесом продуктивный диалог. Дизайнер говорит о красоте, о стиле о композиции, а бизнес о затратах и прибылях. И вот этот самый язык маркетинга может стать (лично для меня стал) тем универсальным языком, который понятен как дизайнеру, так и бизнесмену. Когда ты говоришь, оперируя такие понятия, как «целевая аудитория», «лояльность», «узнаваемость», «релевантность», «ценный конечный продукт» и т.д., заказчик проникается к тебе уважением и готов видеть в тебе партнёра для решения его стратегических и тактических задач, а не просто «рисователя картинок».
Кто пока не знаком с моим каналом на Youtube, приглашаю на него зайти и подписаться: https://bit.ly/3Kt911z. Там вы найдёте много любопытного по теме дизайна, брендинга, и личной карьеры.
Друзья, коллеги, сегодня премьера моего нового видео. Это лекция о дизайне послевоенной Швейцарии 50-70 годов. Это время триумфального шествия по планете дизайнерского метода, который был назван «швейцарским интернациональным стилем». Для того чтобы национальная школа получила такое признание, она должна была иметь черты, важные для профессии в целом. Швейцарский дизайн предъявил послевоенному миру именно такую школу, воплощавшую визуально-коммуникативную парадигму, ставшую синонимом подлинного профессионализма в профессии. Слушайте, смотрите, делитесь в своих пабликах. Отдельное спасибо за лайки!
В одной из своих лекций, культовый американский дизайнер Стефан Загмайстер сказал, что он относится к тому поколению дизайнеров, в котором мастерство измерялось навыкам нарисовать кисточкой шрифт 12 пунктов. А ведь и я, тоже, в конце восьмидесятых мог кисточкой нарисовать шрифт размером 12 пунктов…В одной из своих лекций, культовый американский дизайнер Стефан Загмайстер сказал, что он относится к тому поколению дизайнеров, в котором мастерство измерялось навыкам нарисовать кисточкой шрифт 12 пунктов. А ведь и я, тоже, в конце восьмидесятых мог кисточкой нарисовать шрифт размером 12 пунктов…
Потом правда нужда в этом навыке пропала, так как появился компьютерный набор, но это было позже, в девяностые, а тогда, в восьмидесятых, когда я ещё учился в институте дизайна, проблема как нарисовать шрифт уходила на второй план на фоне проблемы, где взять книги по шрифтам. Качественные шрифтовые альбомы, американские или немецкие, были редкостью, а то, что было в доступе и можно было взять погонять в библиотеке называлось «Шрифты для рекламных и декоративно оформительских работ» автора Снарского. Эта книга, изданная массовым тиражом в 70-хх, у профессионалов ассоциировалась со всем самым мерзким и пошлым, что могло только случиться в пространстве шрифтового дизайна.
Книга представляла собой сборник шаблонов, следуя которым художник-оформитель мог сделать макет любой рекламной тематики, от «Летайте самолётами Аэрофлота», до «мы — за мир-тыр-тыр-тыр». Гадостность этой книги была в самом подходе, цинично-механистическом, попирающем свободный дух типографики. Последний раз Снарский попался мне на глаза в самом начале 80-хх., в пункте приёма макулатуры, после этого его я больше не видел.
Позже, в середине 80-хх, мой старший товарищ, который уже “сидел на заказах”, научил меня технике фотонабора. Конечно, это был не тот классический фотонабор, каким пользовались в издательствах, а кустарный, однако процесс и результат был схожим. Главное, надо было где-то добыть и переснять фотонаборную кассу. Это были листы фототехнической плёнки размером примерно А3, на которых был весь алфавит, включая цифры и знаки препинания. Буковки печатались с плёнки контактным способом на фотобумагу, потом разрезались побуквенно и из них составлялся текстовый блок посредством приклеивание каждой буквы на лист резиновым сапожным клеем.
Затем, полученный макет фотографировался на такую же фототехническую пленку, ретушировался и снова печатался через фотоувеличитель в нужный размер. Геморрой был жуткий и порой, чтобы сделать простую визитку или этикетку, нужно было, что называется, “побегать по потолку” в течение дня, а то и двух.
В конце 80-хх, на смену фотонаборной технологии, пришёл Летрасет. Может кто-то помнит это чудо? Если нет, расскажу. Изобрели его в Англии, ещё в 60-е, в СССР он появился спустя лет 20. Летрасет — это переводные буквы, элементы типографики и декора на плёнке с клеевой основой. Вначале Летрасет был “сырым”, требовал предварительного замачивания, как переводные картинки на холодильник, затем был придуман метод сухого переноса, где буква “переходила” на бумагу при давлении с обратной стороны листа. Навык работы с Летрасетом сводился не только к навыку тереть палочкой, но и к пониманию законов элементарной типографики. Если ты не точно “ловил” расстояния между буквами, то исправить это было весьма проблематично, буква прилипала намертво и её приходилось соскабливать, иногда портя макет. Но уже к началу 90-хх. все эти дикие технологии убил компьютер.
мой первый Apple
Первые появившиеся у нас компьютеры были жутко тихоходными и если в макете присутствовала пиксельная графика, то запись файла весом в несколько мегабайт, могла занять ночь. Чуть позже появились специальные, заточенные под дизайн и вёрстку компьютеры Apple и жизнь стала налаживаться…
Навыку рисовать шрифты в рукопашную я обучал своих студентов аж до конца 90-хх, пока это не превратилось в полный анахронизм, как искусство плетение лаптей. Радостен тот факт, что навык ручного леттеринга сейчас снова востребован, преимущественно в айдентике, но это уже другая история. А у меня на сегодня всё. Остаюсь с вами, Алексей Ромащин, создатель и руководитель онлайн-школы Айдентика
Эту лекцию я записал ещё в 2019 году. За 4 года её посмотрели 65 000 человек. Я и предположить не мог тогда, что этот контент так зайдёт начинающим дизайнерам. Я решил лекцию немного перемонтировать, чуть сократить и перезалить на канал. Вот что получилось… О чём в ней идёт речь? Я рассказываю, как правильно выбрать дизайн школу и педагога. Нужно ли графическому дизайнеру уметь рисовать? Сколько нужно потратить времени, чтобы добиться результата? Три фатальные ошибки, которые часто совершают молодые дизайнеры графики на старте и многом другом. Короче – старые песни о главном!)) Мегаспасибо за лайки и перепосты. Делайте дизайн!
Как ускориться? Ведь хочется и приличной квартиры, и машины не из третьих рук и всего-всего, что создала цивилизация? Выгрызая из жадного заказчика каждый раз 100–200 долларов за дизайн, начинаешь сомневаться: успею ли до старости?
Как вариант, можно пойти дизайнером в департамент маркетинга “Роснефти” или “Газпроме”, но вряд ли это удастся, если у вас там нет дяди на топовой должности. Что же делать?
Мой совет такой: либо увеличивать стоимость своего чека, либо увеличивать скорость работы. В идеале — надо увеличить и то, и другое. Миф о том, что заказчик априори не готов платить за дизайн — “разговоры в пользу бедных”. Бизнес готов платить, но готов платить только за качество. Клиент может ни черта не понимать в модных трендах, в нюансах типографики, в колористических решениях, но кто перед ним, профи или “чайник”, притворившийся профи — он поймёт сразу, чуйка не обманет.
Поверьте мне — педагогу с 25-летним стажем, что диплом об окончании института и профессионализм — не одно и тоже. Одно из другого не следует. Хотя, согласно определению ICSID, Международного совета дизайнерских организаций, профессиональным дизайнером считается, либо человек закончивший профильный вуз, отучившийся в нём не менее 4 лет, либо имеющий подтверждённый положительный опыт работы в дизайне не менее 5 лет. Ключевым тут является словосочетание “положительный опыт”. Можно хоть 5, хоть 7 лет проработать дизайнером баннеров “Сдаётся в аренду”, или “Мы открылись”, не став профессионалом в общепринятом смысле. Если вы делаете плохой дизайн, делаете его вынужденно, под нажимом заказчика, этот опыт не суммируется и в профессионализм не превращается.
В любой творческой профессии, на пути к профессионализму, мы должны пройти три стадии:
1. НАЙТИ ИСТОЧНИК ПРАВИЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Это, возможно, прозвучит парадоксально, но ситуация с правильной информацией касательно профессии дизайнера-графика принципиально не изменилась со времён моей студенческой юности. Но только в девяностые информация была в дефиците, потому что, тогда всё было в дефиците, включая носки и колбасу, а сейчас всё, наоборот, информации так много, что отыскать в этом «изобилии” то, что по-настоящему работает, так же проблематично, как и 25 лет назад. Можно годами скролить Интернет, что-то делать, выполнять какие-то задания и тесты и не сдвинуться в профессии ни на шаг. Что бы я порекомендовал начинающим?
Начните с качественных книг по дизайну. Если вас интересует типографика, вам подойдут работы Эмиля Рудера. Если вас интересует креатив – откуда брать идеи и как выстроить проектный процесс, то поинтересуйтесь трудами Райна Хембри и Эллен Луптон. И обязательно смотрите много качественного дизайна. Не только современного на Bexance но и классического, девяностых, семидесятых годов, начала XX века и т.д. Существует такой термин как “насмотренный глаз” — это как раз про это. Окей, предположим мы скупили и прочитали все лучшие книги по дизайну, что дальше?
2. ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ.
Для большинства из нас переход от теории к практике является тяжелым преодолением себя. Нам вообще тяжко покидать зону комфорта, наша природа всякий раз пытается убедить нас оставаться как можно дольше “под одеялом”, чтобы лежать не шевелясь, тратя как можно меньше энергии. Своеобразным одеялом являются наши прежние навыки, заученные ранее приёмы, привычные когнитивные модели, которые мы пытаемся использовать при решении новых проектных задач. Собственно, в этой ситуации и актуализируется роль Учителя– человека, который проходил это в своей творческой жизни много раз и готов вытащить вас из-под ментального “одеяла”, помочь превратить теоретические знания в конкретный практический опыт.
Найти учителя сейчас не проблема. Многие профессиональные педагоги обучают дизайну онлайн, и я в их числе https://school.romashin-design.com/mentoring. Онлайн образование — это между нами — мировой тренд! Цивилизованный мир медленно, но, верно, отказывается от классического вузовского формата — «отучился 5 лет и к станку», в пользу концепции безостановочного образования на протяжении всей активной жизни.
Найти учителя можно не только в Интернете. Это может быть опытный дизайнер в компании, где вы работаете или проходите стажировку, или в которую только мечтаете трудоустроиться. Подумайте, у кого вы хотите научиться и что готовы дать взамен и слова как об этом попросить, сами придут вам в голову.
Итак, предположим, что ваши поиски увенчались успехом, вы нашли учителя, с его помощью овладели необходимыми навыками. Что дальше?
3. ДОВЕСТИ НАВЫКИ ДО АВТОМАТИЗМА
Профессионализм — это во многом автоматизм. Вы можете себе представить пилота гражданской авиации, который в одной руке держит штурвал, а в другой какое-нибудь пособие «для чайников» в мягкой обложке? Смешно… Когда мы не вспоминаем всякий раз, «на какую кнопку жать», а действуем автоматически, мы в разы увеличиваем скорость работы. Автоматизм — во многом синоним профессионализма. Но для достижения этого состояния нужно серьёзно впахивать, как говорил Лев Николаевич Толстой, полюбив на старости лет пахать землю.
Ещё раз быстро пробежимся по сказанному. Для достижения уровня «Профи» в графическом дизайне нам необходимо…
1. Начать читать профессиональную литературу, посещать профильные тусовки, лекции и всё такое, поглощать информацию из проверенных источников.
2. Найти учителя — опытного дизайнера. Будет ваше общение осуществляться онлайн или офлайн — значения не имеет. Ваша цель — овладеть навыками и учитель должен вам в этом помочь.
3. Начать впахивать, чтобы довести навыки до автоматизма. Если у вас нет реальных заказчиков, ступайте на freelance.ru беритесь за все что вам кажется интересным. Делайте дизайн друзьям, родственникам и друзьям родственников. С гордость наблюдайте за тем, как растает ваш профессионализм и стоимость вашего чека).
А на этом у меня всё. Всех интересующихся айдентикой и коммуникационным дизайном, решительно приглашаю подписываться на мой канал в Youtube: https://bit.ly/3Kt911z
Как-то у меня случился разговор с моим учеником, он пожаловался, что более 10 лет занимаясь дизайном, делая упаковку, какие-то буклеты, посматериалы, в те редкие моменты, когда прилетала задача создать что-то креативное, он впадал в ступор: скролил часами Behance, таращился на чужие проекты не понимая, как это сделано. Нет, с точки зрения техники – никаких проблем. Графическому софту за 10 лет как-то обучился на пятёрочку, но как придумать, и чтобы придумка была не банальной – вообще без понятия.
Эта история – типовая проблема большинства дизайнеров-самоучек, которых на рынке дизайна большинство. В утешение самоучек скажу, что креативно мыслить и осмысленно проектировать и в профильных вузах тоже не особо учат.
Обучая дизайну, и айдентике, в частности, много лет, я понял, что главная моя задача, научить студента грамотно ставить цели, правильно мыслить, и правильно оценивать полученный результат. Весь этот процесс описывается известным нам словом проектирование. Слово это знает каждый дизайнер, но чем отличается проектирование от просто манипуляций компьютерной мышью – знают не все. Это, к сожалению, относится и к тем, кто учился в вузе и получил диплом бакалавра графического дизайнера. Увы…
Всем заинтересовавшимся темой управления собственной креативностью я рекомендую запись моей лекции, которую я прочитал студентам-дизайнерам 2 года назад. Я рассказываю о том, как овладеть визуальным языком коммуникации и как начать не только общаться на нем, но и думать? Лекция состоит из двух частей. Первая – теория, во второй – практическое занятие, где я со студентами прохожу всю проектную процедуру от начала до конца, и после мозгового штурма приходим к решению проектной задачи.