ЛЕЙЕНДЕКЕР – ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ АМЕРИКАНСКОЙ РЕКЛАМЫ
В моем пантеоне мастеров золотого века журнальной графики особое место занимает Джозеф Кристиан Лейендекер. Он создатель образов безупречно красивых мужчин и женщин эпохи фокстротов, квикстепов, Скотта Фицджеральда и Джорджа Гершвина.
Художественная манера Лейендекера абсолютно неподражаема, в силу его высочайшего мастерства рисовальщика и стилизатора. Его герои журнальных обложек всегда отточено красивы и безупречно атлетичны.
Впервые его работы я увидел 20 лет назад в шикарном альбоме 100 лет Американской рекламы. Будучи дизайнером докомпьютерной эпохи, знающим, что такое ручной труд и рукоделие, тем не менее, был сражён непостижимой техникой Лейендекера. Но о его технике чуть позже, а пока – немного о нем самом:
Джозеф Кристиан Лейендекер родился в Германии в 1874, прожил длинную творческую жизнь скончавшись в 1951году, в Нью-Йорке. В 1882 году семья Лейендекеров иммигрировала в США. Будучи подростком, Джозеф Кристиан работал в типографии, а на заработанные деньги он учился в Чикагском институте искусств. После изучения рисунка в институте, Дж. К. вместе с младшим братом Фрэнком уехали в Париж, где посещали Академию Жюлиана. Именно в Париже братья впервые знакомятся с творчеством Тулуз-Лотрека, Жюля Шере и Альфонса Мухи – великих плакатистов и иллюстраторов эпохи Модерн.
В 1899 году братья вернулись в Америку. В том же году Джозеф Кристиан получил первый заказ – дизайн обложки журнала «The Saturday Evening Post». Так началось сорока четырехлетнее сотрудничество с самым популярным журналом США. Джозеф спроектировал для него 322 обложки. Созданные им иллюстрации породили множество американских мэмов, но в первую очередь – это образ бородатого Санта Клауса в красном костюме, который впоследствии стал персонажем рекламы Кока Кола «Праздник к нам приходит», помните?
Теперь обещанный рассказ о технике, которая, на наш современный взгляд была без преувеличения циклопической.
Лейендекер выработал характерную манеру – свободные, крупные мазки, безупречно лепящие форму, положенные сильно и энергично. Чтобы так работать маслом по картону, ему нужно было, чтобы масляная краска очень быстро сохла и каждый мазок ложился твердо и отчетливо. Лейендекер разработал специальный состав для разведения красок, который хранил в строжайшем секрете. Состав позволял краске сохнуть почти мгновенно.
В отличие от большинства иллюстраторов-современников, Лейендекер не работал с фотографий, только с живой натурой. Последовательность была такова. Получив задание, он рисовал множество эскизов, размером примерно 10 на 10 см, все на одном листе, чтобы видеть их рядом и сравнивать. Выбрав тот, который лучше всего передавал его замысел, Лейендекер увеличивал его по клеткам до размера обложки в натуральную величину, отрисовывал более подробно и детально, если нужно вводил цвет – гуашью или пастелью. Только после этого он приглашал модель. Делал с нее множество набросков в карандаше и угле, чтобы досконально изучить фигуру в разных ракурсах. Затем брал небольшой эскизный картон и писал на нем маслом фрагменты фигуры, рук, складок одежды. Когда результат его удовлетворял, он переводил при помощи увеличения рисунок на большое полотно, как минимум в два раза больше журнальной обложки, и писал маслом уже окончательный вариант.
1920-е годы стали во многом вершиной карьеры Лейендекера. Самые знаменитые его
работы были сделаны в это время. Лейендекер оценивался критикой как один из наиболее выдающихся американских художников рекламы. Эта популярность быстро монетизировалась, превратив за короткое время его в весьма богатого и влиятельного персонажа. Джозеф Кристиан купил себе роскошный особняк, но заводить семью не стал в силу некоторых обстоятельств. Дело в том, что большую часть своей взрослой жизни он жил с мужчиной, его возлюбленным и менеджером был Чарльз Бичь . Их отношения начались в 1901, когда Чарльзу было пятнадцать. Бич время от времени становился моделью для рекламных плакатов и обложек Лейендекера.
В 30 годы, в результате новой экономической действительности, после биржевого краха 1929 года, Джозеф Кристиан стал получать все меньше и меньше заказов. В 1936 году произошла смена главного редактора в «The Saturday Evening Post». Новый, заступивший на пост глав. ред Бен Хиббс вообще перестал давать их Лейендекеру большей частью из за смены тренда – для оформления обложек стала использоваться цветная фотография.
Последней иллюстрацией, выполненной Лейендекером для «The Saturday Evening Post» стала обложка за 2 января 1943 года с изображением „Новогоднего малыша“. Новые предложения продолжали поступать скупо, в основном от армии США, для рекламы военных займов. После войны Лейендекер не создал ни чего значительного. Он умер 25 июля 1951 года в своём особняке в Нью-Рошелле в результате инфаркта.
Приглашаю всех интересующихся графическим дизайном в мой instagram.
Русский стиль. Из истории дизайна игральных карт.
“Русский стиль” — очень известная колода игральных карт. Лично я помню их с детства, т.к. воспитывался бабушками и дедушками – яростными преферансистами. Недавно не без любопытства узнал, что персонажи со знакомых мне с детства карт – валеты, дамы, короли, были реальными участниками придворного бала, состоявшегося в Зимнем дворце 13 февраля 1903 года, во время которого вся знать Российской империи была наряжена в роскошные костюмы «допетровской эпохи». По задумке, все 390 гостей были костюмированы по образцу придворной знати эпохи царя Алексея Михайловича.
В основу дизайна игральных карт легли фотографии из напечатанного чуть позже издания «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший около 200 иллюстраций. Роскошное издание за немалую плату было вручено всем участники, а вырученная сумма пошла на благотворительность. Уже через несколько лет редкие экземпляры издания стали всплывать на западных аукционах, где продавались за огромные деньги. Для меня было большой удачей и радостью найти качественные сканы этого альбома.
Печатные формы для карт были изготовлены на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф в 1911 году. Сами карты были отпечатаны в Петербурге на Александровской мануфактуре, их массовая продажа была приурочена к празднованию 300–летия дома Романовых (1913). Печатаются они и до сих пор, но, на сколько мне известно – в Китае. Вот такая прелюбопытная история…
Радости гуглсёрфера
Порой, в поисках нужной картинки приходится часами шариться по фотостокам, библиотекам изображений , по всем общеизвестным и секретным местам, что называется – “гуглить”. Иногда поиск чего то конкретного не приводит к ожидаемому результату, за то, иной раз на глаза попадаются совершенно неожиданные вещи. Так сегодня из терабайт мусора я выловил оригинал картинки , которая была взята дизайнерами лондонской группы Hipgnosis за основу в оформлении культового альбома Френка Заппы Weasels Ripped My Flesh (1970). Сразу оговорюсь, что альбом – так себе, так сказать – “на любителя”, а вот дизайн этой пластинки вошел в хиты Hipgnosis на равне с дизайном винилов таких команд из 70-хх, как Led Zeppelin, Black Sabbath, Scorpions и разумеется – Pink Floyd “The Dark Side Of The Moon”. Приятно, однако… Кстати о коллективе Hipgnosis я писал некоторое время назад, можно почитать ЗДЕСЬ
«ЖИЗНЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ТЯЖЕЛАЯ – СТИХИ БУДУТ НАСТОЯЩИЕ»
К ЮБИЛЕЮ ВИКТОРА ЧАЙКИ
Новому поколению дизайнеров сложно объяснить, что такое «Информационный голод» 80-хх. Что это за ситуация, когда ты должен перед тем как погрузится в собственный проект, что то полистать профессиональное, посмотреть картинки, а у тебя на полке только засаленная книжка «Шрифт. В помощь художнику-оформителю» Быкова и подшивка польского юмористического журнала Szpilki. Железный занавес — вовсе не метафора, а реальность большей части жизни моего поколения дизайнеров конца прошлого века.
Однако, уже к середине 80-хх. начались позитивные подвижки, в первую очередь благодаря появлению первого дизайнерского журнала, журнала с незамысловатым именем «Реклама». Это было первое полноценное профессиональное издание , в котором «картинка» была не менее важна, чем текст. Я тут же, с первого номера начал его выписывать по почте, пожертвовав чуть ли не десятиной от своей стипендии…
Ключевой фигурой журнала стал Владимир Чайка, который незадолго до этого, в 1982 окончил Строгановку и был приглашен в журнал поработать. Он сделал дизайн макета и большую часть обложек, каждая из которых становилась тогда в 80-хх настоящим событием для нас, оголодавших студентов-графиков. Через чайковскую журнальную обложку в наши мозги проникала новая модернистская парадигма, которая чуть позже получила имя «Советская новая волна», кристализовалось понимание “что такое хорошо и что такое плохо” в актуальном графическом дизайне.
В 80-е, в молодёжной дизайнерской среде, Чайка был фигурой не менее культовой, чем Цой или Егор Летов. Мы стремились подражать Чайке во всём, начиная от стилевых приёмов и приемчиков в типографике и заканчивая его манерой одеваться, его культом “красненького”. Возьму на себя смелость утверждать, что его плакат «Пива нет» стал такой же всеобъемлющей визуальной метафорой, описывающий Россию 80-хх, как Логвинский «Жизнь удалась» по отношению к России, но уже 90-хх.
Сегодня Виктору Чайке исполняется 60 лет. Хочу поздравить и поблагодарить Академика Академии графического дизайна, Члена Союза художников России и Союза дизайнеров, международных ассоциаций Alliance Graphigue Internationale, почётного члена «Brno Biennale», Лауреата Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства и просто дизайнера до мозга костей с юбилеем, что и делаю по средствам этой скромной публикации!
В конце – цитата из его же интервью 2-х летней давности порталу Art1. Грустная цитата…
«Когда разрушают храмы, священники обязаны продолжать служение. Досадно, что дизайну в современной России нет места. Мы – «лишние люди». В школе, помню, учили – Рахметов, Базаров, Онегин. А еще Лермонтов, Пушкин, Довлатов — характерно для русской культуры. Теперь, кто бы мог подумать, дизайнеры! Довлатов, кстати, говорил: «Жизнь должна быть тяжелая – стихи будут настоящие». Не я выбирал место и время своей жизни. Карма». http://art1.ru
Обсценный креатив. Шнур и поклонники
В прошлом месяце Шнур (“Ленинград”), объявил в сети открытый конкурс на визуализацию его нового альбома “Фаллоцираптор”, презентация которого случится в феврале следующего года. Достойное вознаграждение победителю, плюс острота темы, подняли волну творческого энтузиазма среди дизайнеров С-Петербурга и окрестностей. Ряд работ – действительно по-настоящему профессионален и креативен. Некоторыми (всего их было около 700), я хочу поделиться со своей уважаемой аудиторией. Работы выбирались мной самостоятельно, без участия Шнура, на свой вкус.
3 УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИХ КРЕАТИВНОСТЬ
Креативность – это навык мыслить нестандартно. Опираясь на этот навык, мы создаем слоганы для рекламных кампаний, придумываем новые имена для продуктов, проектируем товарный знак и логотип, короче – участвуем в создание дополнительной ценности товара с тем, чтобы его дороже продать. Навык креативности принадлежит к высокопрофессиональным навыкам и как любой высокопрофессиональный навык он тренируем.
В этом уроке я хочу предложить вам три упражнения, которыми пользуюсь сам и которые практикую со своими студентами дизайнерами. Они помогают нащупать ту грань в вашем воображении, где заканчивается обыденное и банальное и где начинается новое и креативное.
СЛУЧАЙНОЕ – НЕСЛУЧАЙНОЕ
Откройте толковый словарь, я пользуюсь толковым словарем
Ожеговым, и наугад выберите два случайных слова. Просто ткните пальцем в любые страницы. Сопоставьте слова, попытайтесь найти между ними что-то их объединяющее. Придумайте безумную историю, в которой раскройте эту взаимосвязь. Проделывайте это всякий раз приступая к новому проекту, чтобы «разогреть» своё воображение.
ВОЛОСАТЫЙ ПИРОЖОК
Возьмите любой предмет, визуализируйте его в своем воображении, к примеру «кроссовки». Найдите 10 описательных прилагательных, органичных этому предмету: модные, дорогие, белые, детские и т.д . Готово? Теперь придумайте еще 10 прилагательных, которые абсолютно не подходят для описания «кроссовок». Попробуйте. Обнаружите, что выполнить это задание довольно сложно. Покопайтесь в своих чувствах и восприятиях и найдите нужные слова.
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ
Расчертите лист на три столбца. В первый впишите название предметов для офиса (скрепки, кнопки), в другой для кухни (миксеры, чайники), в третий – предметы из гаража или мастерской (клещи, молотки). Посмотрите внимательно на созданный вами список и попытайтесь «поженить» 2 предмета из разных групп, так, чтобы проявилась новая несуществующая, желательно забавная функция. Пример: автомобильные колёса, приделанные к офисному креслу для быстрого карьерного подъёма и т.д. Созданный вами объект нужно нарисовать, можно в виде быстрого скетча, умение рисовать особой роли не играет, главное, чтобы придуманный вами предмет визуализировался.
Творческих всем узбеков!
Работы мексиканского дизайнера Хавьера Переса
ПЛОХИЕ, ХОРОШИЕ И ТАК СЕБЕ
Андрей Люблинский — художник и дизайнер из Санкт-Петербурга, автор тех самых пермских «Красных человечков», из за которых было так много шума, открыл свою выставку на днях в “Доме художника”, в Которе (куратор Марат Гельман).
Андрей – молчаливый, рослый крепыш, с густым средиземноморским загаром держался скромно, речей не произносил, производил впечатление серьёзного, не богемного мужчины (как и большинство моих друзей – выпускников Мухинки, производят именно такое впечатление).
Которская выставка называлась “Хорошие, плохие и так себе”, представляла собой максимально плотный поток разнообразных архетипов, от Гитлера до Буратино, выполненных в стилистике пиктограмм и иконок для гаджетов. Постмодернистская игра Люблинского в «что такое хорошо и что такое плохо» только с первого взгляда кажется с налётом инфантилизма, но если погрузиться в контекст, становится понятно, что проект не по-детски взрослый и глубокий.
Доложу, как очевидец, работы остроумны, ироничны, и несмотря на цифровую основу изображения – весьма рукотворны. Андрею Люблинскому удалось чудесным образом поженить дизайн и традиционный Art, и полученный продукт абсолютно убедителен и прекрасен.
4-х часовой интенсив в Минске по теме “Журнальный дизайн”, Спасибо дизайн-школе “Руки” за теплый приём и блестящую организацию мероприятия. На обратном пути из Европы сделаем остановку на подольше, и проведем двухдневный мастер-класс по теме “Модульный дизайн и работа с сеткой” из моей программы “Школа арт-директора”. Спасибо всем участникам интенсива за вовлеченность и позитивные эманации.