Вольфганг Вайнгард. Начало конца классической типографики

Именно он первым поднял флаг анархии в графическом дизайне, он явился родоначальником культурного явления, которому чуть позже были даны названия «Швейцарский панк».  С определенными допущениями Вайнгарда можно назвать отцом постмодернизма в графическом дизайне.  Он был первым, кто своей творческой декларацией посягнул на незыблемые каноны рационального, модульного дизайна XX века.

Вольфганг Вайнгард родился в Германии во время Второй мировой войны. Начал свою карьеру в начале шестидесятых годов, в качестве ученика типографского наборщика. Позже решил учиться и поступил в Школу Дизайна в Базеле,  которая к тому времени являлась колыбелью классической швейцарской типографики. После окончания школы, её руководитель  Армин Хофманн, высоко ценивший студенческие

Вольфганг Вайнгард Отпечатанные крючки 1964 Вольфганг Вайнгард. Дизайн новой волны Вольфганг Вайнгард. Начало конца классической типографики                                       wolfgang weingart 1964работы Вайнгарта, предложил ему остаться в университете. Этот факт и явился началом процесса изменения ландшафта европейского графического дизайна.

Крючки при помощи которых создавались композиции (1964) Вольфганг Вайнгард. Дизайн новой волны Вольфганг Вайнгард. Начало конца классической типографики              wolfgang weingart

Крючки при помощи которых создавались композиции (1964)остаться в университете. Этот факт и явился началом процесса изменения ландшафта европейского графического дизайна.

Что же на тот момент (начало 60-хх) представляла собой знаменитая школа Швейцарской типографики? Она сформировались под влиянием немецкого Баухауза в Дессау сразу после Второй мировой Войны и была признана в мире, как школа рационализма и геометризма.

Суть графического языка Базельской  школы состояла в концепции тотального применения модульной сетки, как способа установления логической взаимосвязи текста и иллюстрации в листе, а главным художественным приемом была визуальная объективизация композиционной структуры.

Столпами швейцарского графического дизайна были Армин Хофманн и Эмиль Рудер, преподаватели Базельской школы. Их бескомпромиссно-рационалистическая позиция состояла в том, что типографика должна быть «скромной», минималистичной и служить главной цели – структурированию информации.

К концу 60-хх Базельская школа типографики стала завоевывать мировое признание, её принципы начали доминировать в корпоративной айдентике крупных международных компаний и, по праву стала именоваться «интернациональной». Собственно, с этой традицией и вступил в конфликт Вольфганг Вайнгард, заявив, что, по его мнению,  проблемы, решаемые швейцарской типографической школой слишком упрощены, а инструменты — «слишком гладкие и косметические». Он был настроен весьма скептически относительно современной швейцарской типографики, которая на его взгляд стала синонимом ортодоксальности и застоя.

Любопытно то, что на путь «бунтаря» он встал будучи еще слушателем Базельской школы, которая слыла Альма-матер той самой швейцарской типографики. Работая с металлическим набором, он был обязан помнить множество правил, изложенных в талмудах по искусству верстки: «Казалось, будто все, что было для меня интересным, запрещалось. Но мне хотелось доказать еще и еще раз, что типографика является искусством»  — пишет он в одной из своих статей.

wolfgang-weingart_ступенчетая типографика Вольфганг Вайнгард. Дизайн новой волны Вольфганг Вайнгард. Начало конца классической типографики wolfgang weingart

Пресловутая ступенчатая верстка Вангарта (1971)

Зарекомендовал себя Вайнгард вольнодумцем и экспериментатором, еще учась в мастерской Армина Хофманна. Слушатели должны были выполнить учебное задание – формальную композицию, при помощи чертежных инструментов. Вместо того чтобы чертить линии,  Вайнгард отправляется в печатные мастерские и строит механизм, который позволяет ему создавать композиции. Он берет кусок доски и ввинчивает в нее в определенной последовательности  L-образные крючки, которые разворачивает относительно оси на 45 и 90 градусов, создавая некий ритм. Нанеся на «крючки» краску, вставляет доску в печатный станок и делает оттиск.

Wolfgang Weingart - 1971_композиция Вольфганг Вайнгард. Дизайн новой волны Вольфганг Вайнгард. Начало конца классической типографики Wolfgang Weingart 1971

Вайнгард, 1971 композиция

В этот же период он мастерит механизм, позволяющий печатать элегантные линии изогнутой формы, отдаленно напоминающие сельские холмы. Синтез дизайна, искусства типографики и печатной  технологии представляются ему  как возможность получения бесконечного ряда вариантов решения проектной задачи.  В одном из интервью  Вайнгард признается, что  с раннего возраста был очарован всем механическим. Так в детстве, получив велосипед,  разобрал его на детали, после чего потерял к нему всякий интерес.

Wolfgang Weingart 1968 Вольфганг Вайнгард. Дизайн новой волны Вольфганг Вайнгард. Начало конца классической типографики poster by Wolfgang Weingart 1968

Вайнгард, Постер 1968

Вайнгард пользуется предельно скудной палитрой шрифтов, будучи уверенным, что двух-трех вполне достаточно, чтобы решить все типографические проблемы. Его любимые шрифты – это Akzindenz Grotesk и Univers. Большинство его работ 60-70х годов – это ручной металлический набор, которым он был искренне увлечен. Преодолевая ограничения связанные с использованием металлического набора, Вайнгард обращается к возможностям фотонабора. В 1964 году, в статье для каталога «Druckspiegel», он пишет: «Фотонабор с его техническими возможностями ведет сегодняшнюю типографику к игре без правил». Редакторы издания отказались опубликовать его текст полностью, опасаясь, что они потеряют своих читателей, поборников классических правил в дизайне.

Вольфганг Вайнгарт Вольфганг Вайнгард. Дизайн новой волны Вольфганг Вайнгард. Начало конца классической типографики

Шрифтовые штудии 70-е

В те же годы, в мастерской Эмиля Рудера, в целях изучения пластических возможностей шрифта,  он создает серию шрифтовых композиций с использованием одной единственной буквы «М». Для этого он наклеивает буквы на куб и фотографирует под разными углами. В дальнейшем полученные слайды становятся материалом, из которого создаются эмоционально заряженные, чрезвычайно драматичные черно-белые шрифтовые композиции. Так начинает складываться новый стиль, получивший впоследствии имя «Швейцарский панк».

Typographic Signs_4 Вольфганг Вайнгард. Дизайн новой волны Вольфганг Вайнгард. Начало конца классической типографики Typographic Signs 4 Однако, «Швейцарский панк» мог остаться неким апокрифом на культурном пространстве Европы,  не превратившись во что-то серьезное и важное для дальнейшего развития проектной культуры, если не многочисленные последователи и апологеты. Профессиональная мифология причисляет к ним великого дизайнера современности Дэвида Карсона.  Молодой американский дизайнер  посетил Швейцарию в 1983г. с целью изучения классической типографики,  но попал на мастер-класс Вайнгарда.

Надо отметить, что сам Карсон, став впоследствии культовым персонажем и получив титул «могильщика типографики», отрицал прямое влияние Вайнгарда на свой стиль. Так Сергей Серов, в своей старинной статье в журнале «КАК» пишет,  что при личной встрече с Карсоном, задал ему вопрос, является ли правдой то, что он, Карсон, прошел у Вайнгарда двухнедельный интенсив,  получил возмущённый ответ: «Наоборот, когда я давал в Базеле мастер-класс, Вейнгарт пришёл на него»…

Как обстоит дело с преемственностью, и кто был первым, а кто вторым Wolfgang Weingart - 1970s_2 Вольфганг Вайнгард. Дизайн новой волны Вольфганг Вайнгард. Начало конца классической типографики Wolfgang Weingart 1970s 2– «устаканит» время, которого прошло слишком мало с описываемых событий. Однако, что можно утверждать без оглядки на Карсона, так это то, что дверь в постмодернистское пространство современного графического дизайна была открыта, именно в стенах Базельской школы в конце шестидесятых годов молодым типографом-анархистом Вольфгангом Вайнгардом. Ему удалось перевернуть саму основу  понимания функции современного графического дизайна, а так же наметить пунктиром вектор его развития на последующие полвека.

В  публикации использовались материалы из журнала «КАК» и фрагменты статьи С.И. Серова «На новой волне»

by Wolfgang Weingart - 1974 Вольфганг Вайнгард. Дизайн новой волны Вольфганг Вайнгард. Начало конца классической типографики by Wolfgang Weingart 1974 by Wolfgang Weingart - 1974_3 Вольфганг Вайнгард. Дизайн новой волны Вольфганг Вайнгард. Начало конца классической типографики by Wolfgang Weingart 1974 3 by Wolfgang Weingart - 1974_4 Вольфганг Вайнгард. Дизайн новой волны Вольфганг Вайнгард. Начало конца классической типографики by Wolfgang Weingart 1974 4 by Wolfgang Weingart - 1975 Вольфганг Вайнгард. Дизайн новой волны Вольфганг Вайнгард. Начало конца классической типографики by Wolfgang Weingart 1975 Wolfgang Weingart - 1964 Вольфганг Вайнгард. Дизайн новой волны Вольфганг Вайнгард. Начало конца классической типографики Wolfgang Weingart 1964 Wolfgang Weingart - 1969 Вольфганг Вайнгард. Дизайн новой волны Вольфганг Вайнгард. Начало конца классической типографики Wolfgang Weingart 1969

О Девиде Карсоне можно прочитать ЗДЕСЬ

  • Глеб

    Интересная статья. Почерпнул для себя много нового.

  • Стремление к величию выдает с головой: кто обладает величием, тот стремится к доброте.


    http://turhotels.com/ | отзывы о swisshalley.