Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА

Феномен иранского графического дизайна удивляет мир, по крайней мере, уже полтора десятилетия. На рубеже веков иранские плакатисты стали регулярно завоевывать награды на всех крупных профессиональных турнирах. Получали они награды и на Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела». В 2008 году плакат иранца Мохаммада Джамшиди был удостоен Golden Bee Award на «Золотой пчеле 8», а в 2004 году, на «Золотой пчеле 6», общественное движение «Музей дизайна» присудило свой диплом Афсарпуру Али. К моменту сдачи этого номера в печать результаты работы международного жюри биеннале «Золотая пчела 10» еще не поспели. Так что неизвестно, оказался ли кто-нибудь из иранцев среди лауреатов последней биеннале. Но в любом случае иранская экспозиция на «Золотой пчеле 10», проходившей в октябре, была, как всегда, весьма заметной, привлекавшей внимание и публики и профессионалов. Кроме того, в ЦДХ в рамках биеннале экспонировалась еще и специальная выставка 30 ведущих иранских плакатистов «Persianissimo», составленная Маджидом Аббаси. Она подкрепила ощущение того, что пора, как говорится, назвать вещи своими именами. Назвать это явление, соединяющее национальный колорит с международным качеством, самобытность c универсальностью, традиционное арабское письмо с самой современной европейской типографикой – иранской школой плаката.

 

Abbasi_Majid_W_ok Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Abbasi Majid W ok1

Abbasi Majid

В истории дизайна не так уж много страниц, имеющих национальность: швейцарская школа графики 1950-70-х годов, польская школа плаката 1960-80-х… Современная иранская школа плаката вполне уже готова занять место в этом ряду. Она обладает узнаваемостью и пластической целостностью, оформленностью и пассионарностью, делающей ее примером для других.

Для нас она может служить вдохновляющим примером того, как национальную письменность можно внедрить в контекст современной визуальной культуры. С кириллицей ведь похожая проблема. Она хоть и родственница латинице, но остается экзотикой для западного глаза. Наши дизайнеры предпочитают использовать латиницу в своих плакатах, вывести кириллицу на международную орбиту пока не удается.

Как это удалось иранским дизайнерам – загадка. Как вообще оказалось возможным появление дизайна уровня мировых, то есть, по-существу, западных стандартов в стране, где запрещена трансляция западной музыки и показ западных фильмов, в стране с антизападной внешней политикой, с жесточайшей цензурой средств массовой информации и смертной казнью как средством управления обществом?

Abedini Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Abedini

image description Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Abedini Reza Persiannalite000 ok

Abedini Reza

И в то же время – еще один парадокс: иранское государство не жалеет денег на культуру. В стране проводится невероятное количество фестивалей искусств, в том числе – несколько плакатных биеннале и крупных дизайнерских конкурсов. Большие средства вкладываются в развитие иранского кинематографа, в котором преобладает занимающее прочные позиции на международной арене арт-хаусное кино. Причем к работе над титрами фильмов привлекаются лучшие дизайнеры-графики страны. Кстати, практически все они занимаются параллельно несколькими видами творчества: мультипликацией, видео-артом, фотографией, книжной иллюстрацией, сценографией, интерьерным дизайном, скульптурой, живописью, графикой, не говоря уже о каллиграфии, которая входит в обязательный джентльменский набор образования и творчества каждого дизайнера.

Иранский плакат тоже имеет сложный состав. В основе даже самых лаконичных работ лежит микс изображения и текста, типографики и каллиграфии.

Iran,_Islamic_Republic_of_Hesaraki_Alireza_native_language_7296 Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Iran Islamic Republic of Hesaraki Alireza native language 7296

Hesaraki Alireza

Иранская типографика по своей рукотворной природе каллиграфична. Причем, редко когда арабское письмо выступает само по себе, обычно оно фигурирует на плакатах вместе с латинскими строками. Композиционное взаимоотношение англоязычных текстов и строчек на фарси – почти всегда «парное катание», продуманное созвучие, построенное на понимании их естественной разницы, а не параллельное сосуществование как у нас, в нашем извечном состязании кириллицы и латиницы.

Текст в иранском плакате часто размещается не рядом с изображением, «картинкой», а внутри него: темным шрифтом по светлому изображению, вывороткой по темной картинке. Казалось бы, свободного фона вокруг – пиши, не хочу. Но нет – тексты льнут к картинке, попадают в ее ласковые сети, а то и вовсе растворяются, тонут в ее утробе, улавливающей, засасывающей, поглощающей текст. И фон вокруг становится уже не пустой белизной или чернотой модернистского космоса, а живой средой, заполняющей собой все пространство

Delvaray_Hafez Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Delvaray Hafez Delvaray_Hope Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Delvaray Hope Delvaray_Reciprocal_visit Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Delvaray Reciprocal visit

Налицо явные признаки постмодернистской парадигмы. Так что иранский плакат можно считать первой оформившейся национальной школой эпохи постмодернизма. Но чем иранский плакат отличается от постмодернистских художественных явлений, так это качеством, которое называют «сильной проектностью». Иранская типографика – горячая алхимическая лава действующего вулкана. Супергерой мирового дизайна, член жюри «Золотой пчелы 10» Алан Ле Кернек, побывавший в Тегеране, был поражен: «Там такая энергетика!» И добавил неожиданно для меня: «Это так похоже на Россию!»

Подспудное влияние на формирование иранского дизайна оказал, несомненно, ислам. Не только потому, что это заведомо горячая религия. Запрещая изображения, ислам веками культивировал неизобразительную выразительность абстрактного характера, элементарную геометрию, наполненную символикой. Для модернистского дизайна такой визуальный язык – родной. Кстати, среди немногих иностранных культурных явлений, для которых государственная цензура делает исключение – русский конструктивизм. А для постмодернистского графического дизайна важно другое – традиция изобразительной трактовки самого текста, превращения его в «картинку», как оно нередко происходит в исламской каллиграфии.

Kamali Rasool_ Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Iran Islamic Republic of Kamali Rasool respect of Isfahan Posters Exhibition 1775

Kamali Rasool_

Иранская школа – явление не анонимное, она состоит из ярких личностей со своими собственными творческими концепциями и уникальными почерками. Иранские плакаты образуют узнаваемую, целостную систему, но в то же время несут на себе черты индивидуальности каждого мастера.

Iran,_Islamic_Republic_of_Khalafi_Sara_My_Generation_3903 Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Iran Islamic Republic of Khalafi Sara My Generation 3903 Iran,_Islamic_Republic_of_Najafi_Amirkiasar_Masoud_Medea__theater_poster_2532 Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Iran Islamic Republic of Najafi Amirkiasar Masoud Medea  theater poster 2532 Malek_Saeed_1 Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Malek Saeed 1

Старшее поколение иранских дизайнеров-графиков – Садек Барирани, Ибрагим Хагиги, Фаршид Месгали, Гобад Шива. Огромным авторитетом пользовался Мортеза Момаез, который был основателем Общества иранских дизайнеров-графиков IGDS, президентом Международной тегеранской биеннале плаката, соучредителем и главным редактором журнала «Neshan», ведущего дизайнерского журнала. Я помню, как меня поразили в Интернете кадры с его похорон. Народа на них – как на хорошей демонстрации, человеческий поток уходил за горизонт.

Звезды среднего поколения, вошедшие в профессию в 90-е, одновременно с наступлением цифровой эпохи – Реза Абедини, Саед Месхи, Масуд Нежбати, Бижан Сайфоури, Мехран Замани и другие. Это они подняли иранскую волну на международных фестивалях, биеннале и конкурсах, завоевывая различные награды на мировом уровне. Маджид Аббаси, куратор выставки «Persiannisimo» и член жюри «Золотой пчелы 10», принадлежит как раз к этой амбициозной генерации.

Молодое поколение олицетворяют собой такие дизайнеры как Аря Касаей, Хома Делварай, Фархад Фозоуни, Педрам Харби, Иман Раад, Мехди Саиди, Париса Ташакори. Им принадлежит будущее иранской школы плаката. А у нас есть все резоны внимательно наблюдать за ней.

 Первая публикация:
Сергей Серов. Иранская школа плаката. — INTERNI 2012, ноябрь.

2004-Bam Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА 2004 Bam 2011-25on25 Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА 2011 25on25 Abbasi_Majid_Vije_ok Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Abbasi Majid Vije ok2 Babajani__Mosques_Architecture_Seminar copy Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Babajani  Mosques Architecture Seminar copy Fozouni-Farhad01 Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Fozouni Farhad01 Ghoochibeik Amir Hossein-Poster- 02 ok Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Ghoochibeik Amir Hossein Poster 02 ok Iran,_Islamic_Republic_of_Delvaray_Homa_Iranian_ideology_9041 Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Iran Islamic Republic of Delvaray Homa Iranian ideology 9041 nemooneh2 Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Iran Islamic Republic of Delvaray Homa Junction box 9042 FINAL POSTER2 Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Iran Islamic Republic of Delvaray Homa The undones 9044 Iran,_Islamic_Republic_of_Farahani_Foad_Contemporary_Printmaking,_the_Approach_6004 Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Iran Islamic Republic of Farahani Foad Contemporary Printmaking the Approach 6004 Iran,_Islamic_Republic_of_Fonouni_Maryam_Calligraphy_Exhibition_9045 Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Iran Islamic Republic of Fonouni Maryam Calligraphy Exhibition 9045 Iran,_Islamic_Republic_of_Khalafi_Sara_Iranian_Society_3905 Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Iran Islamic Republic of Khalafi Sara Iranian Society 3905 Iran,_Islamic_Republic_of_Mirza_Alikhani_Iraj_The_Iranian_Look_9010 Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Iran Islamic Republic of Mirza Alikhani Iraj The Iranian Look 9010 Iran,_Islamic_Republic_of_Motamedian_Ali_(close_but__far_away)_Painting_Exhibition_by_Hani_Najm__3175 Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Iran Islamic Republic of Motamedian Ali close but  far away Painting Exhibition by Hani Najm  3175 Iran,_Islamic_Republic_of_Pourhosein_Peyman_Suspension_7781 Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Iran Islamic Republic of Pourhosein Peyman Suspension 7781 Iran_Farahnak_Morteza_Africa_2336 Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Сергей Серов. ИРАНСКАЯ ШКОЛА ПЛАКАТА Iran Farahnak Morteza Africa 2336