КАК ПРИДУМЫВАТЬ НОВОЕ

История цивилизации — это нескончаемый поток  открытий. И одним из вершинных достижений человеческой культуры является изобретение способов «придумывать новое».

Существует большое количество всевозможных техник, методик, разработанных психологами по получению новых идей. Но принципиально можно выделить два различающихся подхода, они обусловлены особенностями функционирования нашего мозга. Но о мозге чуть дальше. Итак, один подход получил название «эвристический» а другой — «алгоритмический «.

ЭВРИСТИТЕСКИЙ МЕТОД

Начнём с эвристического. «Эврика!» — воскликнул как то Архимед, что означало в переводе с греческого «нашёл». Это произошло в момент, когда он погрузился в ванну и обнаружил, что количество воды, которая вылилась на пол, примерно равнялось весу его тела. Это открытие, которое он сформулировал в виде физического закона, было для него полной неожиданностью. Наверняка вы вспомнили эту историю. Таким образом, Эвриститеский метод — это пространство  спонтанного творчества, ни в малой степени нами не управляемого. Бац — и придумал, а может и бац — и не придумал ничего.  Эвристические технологии не могут быть четко охарактеризованы, поскольку мы примерно знаем, чего хотим, но не знаем, как этого достичь.

Все без исключения неалгоритмические, креативные методы направлены в первую очередь на увеличение числа вариантов, так называемый «ассортимент». Недостаток этой методики состоит в том, что полученые варианты плохо решают конкретные задачи, снижая вероятность получения качественной идеи. Вы можете, войдя в некоторое возбуждённое, экстатическое состояние, насочинять чёрти чего, но в результате, вернувшись к тех заданию,  внимательно его прочитав,  все эти задумки вам скорее всего придётся отправить в корзину, как не соответствующие поставленной задаче.

АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ МЕТОД

Второй способ, отличный от эвристического, называется — Алгоритмический. Этот механизм предписывает, каким образом достичь поставленной цели. Это как рецепт в кулинарной книге: возьмите килограмм того то, положите в холодную воду, добавьте того то, доведите до кипения, отбросьте на дуршлаг ну и т. д.

Эвристические методы увеличивают вероятность получения работоспособного варианта. Но, придерживаясь чёткой, заранее прописанной схемы, ваш вариант, возможно, будет удовлетворительным, но велика вероятность, что  он будет банальным, унылым. А иногда заказчик требует от нас креативности, какой то остроты и он имеет на это полное право.

Далее пойдет речь о том, как получить максимально качественный результат. Секрет в том, что мы должны, попытаться соединить оба метода алгоритмический и эвристический в единый проектный процесс, но как?

КАК ?

Одновременное использование алгоритмического и эвристического подхода в проектировании дизайна, можно назвать иначе методами попеременно лево и правополушарного мышления.

Вы наверняка знаете, если не знаете — не погружая вас в детали расскажу. Наш мозг имеет два полушария, каждое из которых отвечает за особый способ думания и принятия решений.

Левое полушарие отвечает за логику, разум, речь, счёт, конкретное и рациональное. Правое отвечает за нашу интуицию, образное мышление, чувства ритма и  цвета,  абстрактное воображение и эмоции.

По большому счёту, умение подключать по очереди, то левое, то правое полушарие  ­ и есть главный проектный навык коммуникационного дизайнера. Приятной для многих новостью будет то, что этот навык тренируем. Рассмотрим всю проектную процедуру пошагово.

Шаг первый. Кративный бриф.

Стартовой точкой проекта является составление брифа, или по­русски Т.З. «Без хорошего ТЗ результат у вас ХЗ» — шутят бывалые дизайнеры.  Надо сказать что, проектная культура в последние годы несколько повысилась и многие заказчики выходят на творческую группу уже с готовым Т.З. В подавляющем большинстве случаев этот документ лучше деликатно отодвинуть в сторону и выйти на заказчика с собственным списком вопросов. Ответы на эти вопросы станут основой креативного брифа. Вопросы должны быть примерно такими:

Какие характеристики наилучшим образом описывают ваш продукт. Портрет вашего потребителя, его гендерные, возрастные, социальные характеристики. Почему вы считаете, что ваш продукт будет успешен и т.п.

Используя полученную информацию, постарайтесь сформулировать суть проекта несколькими короткими фразами. Убедитесь, что ваш заказчик полностью разделяет с вами видение сути проекта. На этом этапе работ ни о каком творчестве речь пока не идёт. Все решения принимаются исключительно на рациональном уровне

Шаг второй. «Data Mining»

Для этого проектного действия был придуман специальный термин «Data Mining»,  переводится он на русский язык, как добыча данных.

Термин введён Григорием Пятецким­Шапиро, советско ­ американским математиком в конце 80-х годов.

Этот этап представляет собой формированием баз данных материалов,  имеющих непосредственное отношение к теме проекта и являющихся его аналогами. Если вы делаете айдентику,  соберите максимальное количество логотипов, сходных по решаемым задачам. Если вы проектируете рекламный макет,  ищите аналогичную рекламу. Добытую информацию отсортируйте по каким то формальным или концептуальным признакам.

К Data Mining необходимо подходить со всей серьезностью, как минимум, только ради того, чтобы не изобретать в последствие велосипед. На этом этапе творчество так же не уместно.

Шаг третий. Концентрация.

А вот теперь, когда вы достаточно загрузили свой мозг информацией,  подключив правое полушария, начинаем творить. Содержанием этого этапа работы становится перевод описания сути  проекта, на язык образов, символов и метафор. Важная отличительная черта этапа концентрации состоит в необходимости подключения нашего подсознательного опыта. Креативное мышление питается яркими впечатлениями, ассоциациями, и другими как типичными, так и необычайными фактами, присутствующими на различных уровнях памяти. На этой стадии работ используется тот самый эвристический метод, о котором мы говорили выше.

Данный этап заканчивается составлением списка, найденных вами метафор, которые родились в процессе концентрации на проектной теме. На этой стадии много вариантов не бывает. Записывайте все пришедшие вам в голову метафоры, гиперболы, сравнения и олицетворения.

Для решения задачи стоящей на этом этапе хорошо подходит технология предложенная американцем Тони Бьюзеном «Mind Maps». Скачайте, или купите его книгу «Интеллектуальные карты», там эта технология описывается максимально подробно, а мы двигаемся дальше.

Шаг четвёртый. Работа с референсами.

Цель этого этапа ­  инкубация креативной идеи. Работа с референсами — наверное самый мощный инструмент генерации идей. Референс в переводе с английского означает — справка,  или вспомогательное изображение. В нашем конкретном случае, референсами будут картинки, иллюстрирующие слова и понятия из нашей интеллектуальной карты. Так референсом к понятию любовь, привязанность будет изображение сердечка, а к понятию холодный, морозный — будет снежинка, а понятие дорогой эксклюзивный мы проиллюстрируем изображением, ну, например драгоценного камня или короны. Понятно? Из картинок мы формируем коллаж, так называемый Мудборд.

Вопрос — что делать со всем этим «богатством» и что дальше? А дальше — самое интересное. Мы опять подключаем ресурсы нашего правого творческого полушария и начинаем «связывать» два референса в одно визуальное высказывание. Два смысла, соединённые в одной картинке, как раз и превращают просто картинку в знак, или в объект визуальной коммуникации.

Пятый шаг. Выпаривание, или избавление от лишнего.

Пятым и последним шагом в проектной процедуре является так называемое выпаривание. Пройдя весь путь, вы приходите к некоторому количеству рабочих версий, которые более, или менее подробно вами представлены в виде эскизов. Естественно, их все, особенно если их 5 6 или 12 демонстрировать заказчику ни в коем случае нельзя. Вы должны остановиться на трёх и презентовать их в определённой последовательности, по их степени приближения к решаемой задаче, которая прописана в брифе: Последовательность презентации эскизов такая: может быть подойдёт, скорее всего подойдёт и подойдёт наверняка.

Ну, разумеется, подойдёт или не подойдёт — это решать не вам, а заказчику, но вы должны с брифом в руках, опираясь на  рациональные доводы, описать все слабые и сильные стороны своих проектных предложений. Будьте открытыми,  не хвалите себя, научитесь говорить о своей работе отстранённо, как о работе другого дизайнера, постарайтесь быть объективными и честными. Заказчик это оценит и обязательно прислушается к вашему мнению.

Всем удачи и делайте дизайн.